Качество строительного проекта. Почему не совпадают ожидания и реальный результат?

Качество строительного проекта. Почему не совпадают ожидания и реальный результат?

Часто при проектировании и строительстве здания происходит так, что ожидания заказчика и полученный результат не совпадают. Заказчик остается недоволен результатами, расходами и сроками. Позднее он сталкивается с реальностью эксплуатационных расходов, которые отличаются от заявленных в проектной декларации. Почему так происходит?

Завышенные ожидания и неадекватная оценка инвестиций

От части, это верно. Инициируя проект, выполняя поиск возможных решений и предоставляя предварительные проектные предложения, эти аспекты оцениваются поверхностно. Заказчику обычно не предоставляются: детальная смета проекта, анализ эксплуатационных расходов будущего здания, перечень строительных работ поэтапно, задачи каждого этапа и др. Проблема возникает при разной интерпретации этих аспектов участниками проекта.

Поиск лучшего решения

Construction Process Quality BIM Solutions Group 2Заказчик требует и нередко отмечает в договоре, чтобы в поиске наилучшего решения проектировщики (архитекторы, конструкторы, инженеры) сравнивали разные возможные варианты, но при этом не указывает критерии и целевые ориентиры. Так, разные варианты (версии) проектируются некоординированно, эпизодично и причиняют много сложностей и неудобств, сочетая их с уже спроектированными частями объекта. Случается, что всем проектировщикам надо переделывать уже завершенные проекты, что влечет за собой как временные, так и денежные траты. Сроки начинают поджимать, возрастает вероятность ошибок.

Завершенность проекта

Немало проблем возникает при сдаче определенного типа работ, при переходе от одного этапа к другому (например, с конструктивного к инженерному). И, так как нет детального описания – сколько должен длиться каждый этап работ, что должно являться результатом данного этапа и показателями законченности и качества.

Процессуальные этапы проекта, «положительная практика»

Обратимся к зарубежной практике. При любых формах организации проекта, т.е. кто бы им ни руководил, выделяются одни и те же процессуальные этапы, которые должны быть осуществлены при выполнении проекта.
В мире строительной индустрии известны организации CIC (Construction Industry Council) и RIBA, исследующие проектные процессуальные этапы, «положительную практику». Методики этих организаций в основном схожи.

Процессуальные этапы RIBA

Процессуальные этапы RIBA:
Нулевой (0) этап – определение проекта. Определяется целесообразность развития проекта, каким будет проект, есть ли возможности для его осуществления, готовиться первичная программа проекта.
1 этап – подготовка к проекту. Поиск возможных решений, анализ участка, установка основных целей и требований. Установка необходимых компетенций (участников), набор команды.
2 этап – концепция проекта. Работа интегрированной команды, где решения оценивает каждый ее член. Изучаются варианты решений, осуществляется анализ, выполняются подсчеты. Иначе говоря, дается ответ – что и почему должно быть сделано.
3 этап – разработка проекта. Команда начинает выполнять уже принятые, обоснованные решения. Этот этап соответствует понятию «технический рабочий проект». После данного этапа выбираются подрядчики.
4 этап – технический (производственный) проект. Уже выбраны подрядчики всех частей, которые вместе с командой согласовывают решения. Готовится детальный план производства, закупок и строительных работ.
5 этап – строительство. Выполнение плана, осуществление контроля за выполнением проекта, проектные изменения, сбор информации, необходимой для эксплуатации здания.
6 этап – сдача в эксплуатацию. Передача всей информации, подготовка планов наблюдения и ухода. Подписание административных договоров на эксплуатацию здания.
7 этап – эксплуатация. Осуществляется гарантийное техническое обслуживание, наблюдение, выполняются дополнительные оценки здания в начале эксплуатации, обновляется детальная информация.
Описанный процесс отличается комплексной подготовкой, поиском возможных решений и концептуальным проектом, над которым работают не только архитекторы, но и проектировщики других частей здания, целая команда. Поэтому, осуществляя эту концепцию, учитываются следующие нюансы: взвешенные, рассчитанные и удовлетворяющие всех решения. И эти решения соответствуют функциональным, стратегическим, энергетическим, эксплуатационным, экономическим требованиям и целям.
Следующее отличие данного процесса – подсоединение подрядчиков к проектной команде, подготовка к строительным работам для согласования всех составных проекта: работ, материаллов, сроков и т.д.
«Важно обратить внимание, какие вопросы, и на каком этапе решаются. Например, стратегические вопросы эксплуатации здания и ухода за ним исследуются уже на первом этапе и развиваются в последующих этапах. И это действительно важно, потому что уже в самом начале должны оцениваться решения и с этого ракурса».

Направления решений

Современные методики и технологии проектирования, управления строительством, а позже и уходом за зданием в системе BIM (Building Infromation Modeling) создают уникальные условия для сотрудничества, интеграции информации как проектируя, так и переходя с одного проектного этапа на другой. Применяя BIM, выше описанный процесс становится реалистичным и выполнимым, так как гарантирует непрерывность. Это наглядно демонстрирует детализация отдельных этапов и непрерывный процесс работы с применением технологий «Tekla».

Непрерывный процесс работы с применением технологий «Tekla»

Если каждый проектный этап, каждую проектную часть заполнить детальной информацией, гарантированно получение устойчивой системы, где заказчик и исполнитель отчетливо и одинаково понимают: что, когда и как должно быть сделано.

«Положительная практика» – это документ под названием «Level Of Development Specification», в котором описывается детальная информация, график для каждой проектной части. Этот документ мог бы стать дополнительным средством, определяя и устанавливая требования к проектированию.



Поделись: